815-2 43-06-49 otdelsocprogramm@laplandiya.org

Путь к успеху

1.1.    Определение и составляющие успеха.

1.1.1.    Групповая дискуссия.
Обсуждение вопросов: Что такое успех? В чем он выражается? Как выглядят и чувствуют себя успешные люди? Вспомнить успешных людей из своего окружения или публичных личностей.

1.1.2.    Определение успеха, две стороны успеха – индивидуальное переживание и коллективная оценка достижений.

1.1.3.    Условия достижения успеха:
– мотивация достижения успеха;
– вера в успех;
– планирование жизненных целей;
– постоянная работа над реализацией своих целей;
– адекватная самооценка;
– непрерывное образование.

1.1.4.  Тестирование «Мотивация достижения успеха или избегания неудач». 

1.2.     Самооценка.

1.2.1.    Групповая дискуссия.
Обсуждение вопросов: что такое самооценка, виды самооценки (завышенная, заниженная, адекватная), формирование самооценки в детстве и подростковом возрасте, факторы, влияющие на самооценку.

1.2.2.    Выполнение практического задания – проективная рисуночная методика диагностики самооценки. Например, «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек» и другие.

1.2.3.    Выполнение практического задания – анализ своей самооценки:

1)    Каким я вижу себя?
Я перечисляю свои, как мне представляется, положительные и отрицательные стороны:

 
Положительные стороны Отрицательные стороны

2)    Каким меня видят другие?
Что говорят обо мне мои близкие, друзья, коллеги, знакомые? Совпадает ли это с моим собственным восприятием? Ощущаю ли я себя таким?

 
Положительные стороны Отрицательные стороны

3)    Синтез (воссоздание образа себя).
Я перечитываю свои ответы в пунктах 1 и 2, выделяя ключевые черты своей личности, какой я вижу её в настоящий момент, вписываю их в две колонки:

 
Положительные стороны Отрицательные стороны

    

4)    Мой образ себя представляется мне:
– весьма отрицательным;
– в основном отрицательным;
– положительным и отрицательным в равной мере;
– в основном положительным;
– иногда положительным;
– противоречивым;
– завышенным.

5)    Если у меня отрицательный или завышенный образ себя, анализирую его истоки, для этого отвечаю на вопросы:
Как в детстве Вам сообщали какой Вы и каким должны быть? Кто говорил? Способ, которым сообщали? Что говорили (запишите фразы)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие требования Вы предъявляете себе сейчас? Как Вы считаете, каким Вы должны быть?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие родительские послания связаны с вашей жизнью сейчас?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3.     Уверенность в себе.

1.3.1.    Определение и структура уверенности в себе.

1.3.2.    Практическое упражнение – ресурсы как составляющая уверенности в себе:

Мои Ресурсы
Мой профессиональный опыт:
Я умею…………………………………………………………………………………………………………
Я знаю…………………………………………………………………………………………………………

Мой жизненный опыт:
Сложные для меня ситуации, с которыми я справился……………………………………………. …………………………………………………………………………………………………………………
У меня хорошо получается……………………………………………………………………………….

Мои знания:
Я знаю………………………………………………………………………………………………………….

Мои способности и качества:
Качества, которые мне помогают……………………………………………………………………..
Мои физические способности……………………………………………………………………………

1.3.3.    Практическое упражнение «Облако уверенности в себе». 
Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь. Сделайте несколько глубоких медленных вдохов и выдохов. Держа глаза закрытыми, подумайте о цвете уверенности. Позвольте этому цвету окружить Вас. Пусть цвет заполнит пространство вокруг Вас. А теперь начинайте вдыхать это облако уверенности. Пусть чувство спокойствия захлестывает Вас с каждым вдохом и выдохом. Теперь почувствуйте свою уверенность. Почувствуйте как она проникает в Вас. Позвольте уверенности заполнить все Ваше тело целиком. Запомните это ощущение. Медленно откройте глаза, потянитесь. Выполняйте это упражнение для повышения и укрепления уверенности в себе.

1.3.4.    Домашнее задание – ежедневный тренинг уверенности в себе.
Речь — это вербaлизовaнное мышление. Вы произносите около двaдцaти тысяч слов в день. То, кaк вы рaзговaривaете, окaзывaет глубокое влияние нa вaши чувствa, ощущения и поступки. Скaзaнное определяет почти все, что вaми делaется. К примеру, словa могут изменить кровяное дaвление, чaстоту сердцебиения и желaния. 
Подсознaние, не спрaшивaя, принимaет словa, которыми мы прогрaммируем его, кaк позитивные, тaк и негaтивные. Негaтивные зaявления рaзрушaют вaшу жизнь, в то время кaк позитивные утверждения укрепляют ее. 

1.3.5.    Ежедневнaя программа “Именно сегодня” (для ежедневного повторения в течение 90 дней): 
1. Именно сегодня я буду счaстлив. Это ознaчaет, что я буду руководствовaться словaми Aврaaмa Линкольнa, который скaзaл, что “большинство людей счaстливы нaстолько, нaсколько они полны решимости быть счaстливыми”. Счaстье зaключено внутри нaс, и оно не является результaтом внешних обстоятельств. 
2. Именно сегодня я постaрaюсь приспособиться к той жизни, которaя меня окружaет, a не пытaться приспособить все и всех к моим желaниям. Я приму мою семью, мою рaботу и обстоятельствa моей жизни тaкими, кaкие они есть, и постaрaюсь приноровиться к ним. 
3. Именно сегодня я подaрю своему телу прaздник: приму утром душ, нaдену свежее нижнее белье, приведу свою внешность в полный порядок, уложу волосы, воспользуюсь по-нaстоящему хорошим кремaм, вкусно позaвтрaкaю, выйду нa прогулку по свежему воздуху. 
4. Именно сегодня я постaрaюсь уделить внимaние рaзвитию своего умa. Я изучу что-нибудь полезное. Именно сегодня я не буду смотреть телевизор, a вместо него прочитaю то, что требует усилий, рaзмышлений, сосредоточенности. 
5. Именно сегодня я зaймусь нрaвственным сaмоусовершенствовaнием. Для этого я рaссчитывaю осуществить три делa: сделaю кому-нибудь что-то полезное тaк, чтобы он не знaл об этом. И сделaю, по крaйней мере, еще двa делa, которые мне не очень хочется делaть — просто тaк, для упрaжнения. 
6. Именно сегодня я буду ко всем доброжелaтельно нaстроен. Я постaрaюсь выглядеть кaк можно лучше. Именно сегодня, по возможности, я нaдену то, что мне больше всего идет; буду рaзговaривaть тихим голосом, любезно вести себя; буду щедрым нa похвaлы, постaрaюсь никого не критиковaть, ни к чему не придирaться и не пытaться кем-то руководить или кого-то испрaвлять. 
7.  Именно сегодня я постaрaюсь жить только нынешним днем, не буду стремиться решить все проблемы своей жизни срaзу. В течение двенaдцaти чaсов я смогу выполнять дaже то, что привело бы меня в ужaс, если бы этим пришлось зaнимaться всю жизнь. 
8. Именно сегодня я состaвлю письменный плaн своих дел. Я зaпишу все, что собирaюсь делaть кaждый чaс. Возможно, я не смогу точно следовaть этому плaну, но я состaвлю его. Плaн избaвит меня от двух зол — спешки и нерешительности. 
9. Именно сегодня я полчaсa проведу в покое и одиночестве, постaрaюсь рaсслaбиться. 
10. Именно сегодня я не буду бояться, в особенности не буду бояться быть счaстливым, нaслaждaться крaсотой, любить и верить, что те, кого я люблю, тоже любят меня.

1.4.     Планирование целей.

1.4.1.    Правила постановки целей.
Четко, ясно, конкретно, реалистично сформулированные цели побуждают к действиям, направленным на их достижение. Есть старинное изречение мореплавателей: «Плыву не как ветер дует, а как парус поставлю». Свои цели необходимо не только продумывать и придавать им максимально реалистичный вид, но и записывать. Кроме того, размышляя о целях, предполагайте возможные сроки их достижения.  Все цели можно распределить по двум категориям – долгосрочные и краткосрочные цели.
Цель должна быть сформулирована положительно. Цель – это направление нашего движения. А если я избегаю чего-то, то я знаю, от чего я ухожу, но не знаю, к чему иду. Например многие безработные на вопрос на собеседовании «Чего Вы хотите в данный момент жизни?» отвечают примерно так: «Я не хочу быть безработным. Я не хочу быть бедным. Я ушел с предыдущей работы потому, что она мне не нравилась, там мне мало платили». На вопрос же, что они хотят изменить в своей жизни они отвечают общими фразами типа «Хочу найти хорошую высокооплачиваемую работу».
Проверим, являются ли сформулированные вами цели действительно ВАШИМИ? Как часто мы формулируем их, начиная со слов «ДОЛЖЕН», «ОБЯЗАН», «СЛЕДУЕТ»? Если Ваша цель содержит эти формулировки, то скорее всего она не ваша, а связана с наставлениями других людей из Вашей прошлой или настоящей жизни.
Проверим, насколько цель реальна. Для этого нужно попробовать как можно более точно и ярко вообразить процесс достижения поставленной цели, а также результат ее достижения. Что именно Вы видите? Какая обстановка вокруг? Кто еще присутствует? Есть ли там Вы и в каком виде? Что Вы слышите? Что Вы говорите? Что Вы чувствуете при этом? Какие эмоции Вы испытываете?
Цель должна максимально зависеть от Вас, а не от других людей или обстоятельств. Нужно уметь брать на себя ответственность за достижение своих целей.
Нужно суметь определить сроки достижения цели и оценить ресурсы, необходимые для ее достижения. Ресурсы бывают внутренние (знания, личные качества, здоровье, коммуникативные навыки и т.д.) и внешние (деньги, товары, оборудование, информация, время и т.д.)
Обладаете ли вы этими ресурсами? В чем именно вы нуждаетесь? Возможно ли получить эти ресурсы? Как именно вы собираетесь это сделать? Кому выгодно, чтобы вы достигли цели и кто может вам помочь? Как можно заинтересовать других людей?

1.4.2.    Упражнение на постановку целей.
Возьмите лист бумаги. Подумайте о своих мечтах, стремлениях, желаниях, существующих во всех проявлениях вашей жизни: в работе, личной жизни и т.п. И чтобы этот поток сознания привел к желаемому результату, сделайте следующее.
В центре листа нарисуйте круг и впишите в него свое имя. Затем от круга нарисуйте лучи, которые будут обозначать значимые для вас сферы жизни: карьера, семья, здоровья, финансы, самореализация. Количество лучей может быть сколь угодно большим, так как у каждого есть свои, важные для него аспекты бытия.
Затем от каждой сферы проведите еще луч, в конце которого укажите, чего именно вы хотите достичь в данной сфере, причем пишите любые идеи, которые придут вам на ум, например,
 Карьера → хочу быть главным над всеми.
Теперь поразмышляйте, какую выгоду вы будете от этого иметь, как это отразится на указанных сферах. Около каждой сферы запишите посетившие вас мысли. Это – мотивирующие факторы.
Например: «Если я стану главным над всеми главными, то я смогу»:
1)  Семья – обеспечить семью.
2)  Здоровье – консультироваться у самых высокооплачиваемых и компетентных специалистов.
3) Финансы – получать баснословные гонорары ( ну по крайней мере значительно больше, чем сейчас) и т.п.
Пришло время критически оценить высказанные идеи и подумать, что в ваших силах сделать, что является реалистичным и возможным, иными словами, объективно оцените, что сейчас для вас наиболее достижимо. Сфокусируйтесь на этом. Затем тщательно, предельно конкретно, ясно и детально сформулируйте каждую свою цель и впишите ее в схему. Эта цель и будет тем, к чему стоит стремиться.
Сходным образом проработайте цели для каждой сферы.
Карьера → хочу быть главным над всеми → занять пост директора по персоналу
Теперь, конкретизировав свои устремления, то есть определив ЧТО мы хотим, решаем КАК этого достичь.
Рисуем таблицу, состоящую из трех колонок. Но заполняем ее справа налево.
Ее третья, правая колонка, называется «Чего я хочу достичь». Заполняйте ее, вписывая конкретно сформулированные, реалистичные, ясные цели.
Затем переходим к самой первой левой колонке. Ее нужно назвать «Что есть». Напишите в ней, что есть у вас в наличии, какие ресурсы присутствуют в вашем персональном арсенале для достижения нужной цели, включив: личные качества; профессиональные навыки, опыт работы; контакты, которые могут помочь в реализации намеченного, другие ресурсы.
Теперь соединяем первую и третью колонки таблицы средней колонкой, которую называем «Что нужно сделать». В этой колонке распишите, какие конкретные шаги вы предпримите для достижения соответствующей цели. 
У вас должна получиться такая таблица:

Что есть Что нужно сделать Чего я хочу достичь