Выбор профессиональной области или конкретной специальности, подобно большинству других решений, связанных с самоопределением, может быть сопряжен с различного рода противоречиями. Основной список ключевых противоречий профессионально-образовательного выбора у абитуриентов и выпускников выглядит следующим образом (после каждого примера приводится возможный вариант преодоления противоречия):
- Слабая связь реальных потребностей рынка труда и, общепринятой в общественном мнении, иерархией престижной/непрестижной или актуальной/неактуальной работы.
Стремительное развитие профессий в настоящее время не позволяет рассматривать каждую из них в статическом положении. Одни и те же позиции могут претерпевать существенные изменения в краткосрочной перспективе, даже в рамках одного предприятия. Прежде чем останавливать свой выбор на конкретной специальности, рекомендуем каждому абитуриенту провести своеобразный мониторинг профессии (то есть с помощью сети Интернет взглянуть на профессию в ретроспективном разрезе и «заглянуть в завтрашний день».
- Недоступность практического опыта ознакомления с профессией на этапе выбора предполагаемой специализации.
Сложность современных производственных и технологических процессов зачастую не позволяет абитуриенту “потрогать профессию руками” на этапе выбора. На смену сожалениям о разрушении системы учебно-производственных комбинатов, должен прийти подход тесных связей образования и бизнеса.
Советуем обратить внимание на программу «Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14-18 лет в свободное от учебы время», реализуемую Службой занятости Санкт – Петербурга. Программа позволяет юношам и девушкам попробовать профессии «на ощупь», получить опыт взаимодействия в рабочем коллективе, а так же заработать свои первые деньги.
- Разрыв между линейной структурой образовательного процесса в средней школе и потребностью в формировании у выпускников способности выбирать из множества вариаций развития своей карьеры.
Данное противоречие не может быть снято исключительно усилиями специалистов по профессиональной ориентации. Такая работа ведется в школах совместно педагогами и специалистами по профессиональной ориентации (психологами). Обучающиеся могут совместно с родителями выбирать образовательные траектории с различными комбинациями предметов и дисциплин.