815-2 43-06-49 otdelsocprogramm@laplandiya.org

Специалистам

Организация профориентационной работы

Профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса и предполагает системную работу многих специалистов. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать свою учебную деятельность, но и формирует оптимистичную жизненную и профессиональную перспективу на ближайшее будущее.

Системная работа в данном направлении предполагает активное взаимодействие специалистов не только на уровне образовательной организации, но и всех заинтересованных социальных институтов как муниципальных, так и региональных.

Профориентационная работа должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только лишь профессиональной психодиагностикой, тестированием и выдачей рекомендаций на принадлежность к какой-либо профессии. В таком случае профориентация превращается в профанацию.

Настоящая профориентация должна включать в себя:
курсы, программы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив; работу с подгруппами и микрогруппами (2–4 человека), где в доверительной обстановке обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;
индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания.
Методы работы должны чередоваться и взаимодополнять друг друга. В психолого-педагогической практике накоплен определенный опыт использования профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам, карточных консультационных методов, бланковых технологий, различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.).

Также профориентационная работа должна включать следующие направления:

  • профинформацию (знакомство школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда);
  • диагностику, а именно — помощь подростку в самопознании, где важно выявить не только его личностные недостатки, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей;
  • коррекцию личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (совместно с учителями-предметниками);
  • оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления;
  • морально-эмоциональную поддержку самоопределяющихся подростков;
  • помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив.

Таким образом профориентационная работа является важным естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и также является ее логическим завершением.

Материалы данного раздела предназначены специалистам, осуществляющим профориентационную работу в образовательных организациях  и включают разнообразные формы и методы для более эффективной организации данной деятельности.

Информационно-методические ресурсы

Методические пособия

Публикации и статьи по профориентации

Саморазвитие педагогов

Программы, уроки

Работа с родителями