815-2 43-06-49 otdelsocprogramm@laplandiya.org

Может ли выбор профессии быть на 100% личным решением?

Постараемся выделить некоторые общие положения, на которых базируется разумный выбор будущей профессии:

  • Понимание своего я: здесь мы подразумеваем способности, наклонности, интересы, амбиции, ресурсы и ограничения;
  • Понимание внешних условий: т.е. требований, исполнение которых может способствовать успеху, продвижению, обретению возможностей и перспектив в разнообразных профессиональных отраслях;
  • Соотнесение внутреннего и внешнего: способностей с требованиями, наклонностей с возможностями, амбиций с перспективами и т.д.

Каждый из этих факторов может весьма неоднозначно влиять на принятие окончательного решения о выборе профессии молодыми людьми.

С одной стороны, в этом аспекте велика роль самоощущения, с другой – влияние общественного воздействия (через особенности культуры, происхождения и др.) сложно переоценить. Внешние силы могут, как усиливать, так и ослаблять, а порой и сводить к нулю возможности индивида к сознательному и ответственному выбору профессиональной области.

Наиболее показательным примером в данном случае может выступать ситуация с профессиональным выбором выпускниц школ, характерная далеко не только для нашей страны. В большинстве вариантов, девушки чаше всего избирают гуманитарные направления, и это во многом результат общественного мнения.

Еще в 80-е годы прошлого века группа учёных-психологов реализовали исследовательский проект, ставя целью объяснить, что же именно  становится препятствием для женщин, имеющих потенциал к овладению профессией, в которой математика, физика или химия играют существенную роль. Анализируя поведенческие модели выпускников школ, учёные вывели особый симптом «математической неуверенности», которая чаще встречалась у представителей женского пола. В наше время это смещение частично урегулировано, но в том числе и за счёт того, что многие молодые люди теперь также подвержены «естественнонаучной неуверенности».

Как следует из вышеприведенной информации, личный выбор профессиональной области даже в лучшем случае не может быть полноценно самостоятельным – среда, так или иначе, накладывает свой отпечаток на решение. Закономерно возникает вопрос: не логично ли в этом случае изначально обратиться к программам профессиональной ориентации?

Сочетая в себе достижения психологии, социологии, педагогики и экономики, сопровождение по вопросу профориентации служит и самому заказчику и всему социуму в целом. Подобные программы:

  • способствуют самопознанию;
  • обеспечивают высокую степень соответствия компетенций запросам рынка труда;
  • вносят вклад в рост экономических показателей (через эффективное использование человеческих ресурсов);
  • усиливают позиции социальной справедливости и толерантности, ведь консультант подбирает сферу деятельности, опираясь на объективные данные о способностях и возможностях кандидата, но не по половому, национальному или иному социальному признаку.

Специалисты по профориентационному сопровождению в ходе работы используют модели, позволяющие совмещать способности с условиями работы, а личный интерес с мотивационной составляющей (в том числе и денежной). Равновесие между этими факторами позволяет обеспечить важный результат: успешность и удовлетворенность от работы, а также занятие достойной должности.

Поэтому, с уверенностью можно рекомендовать всем, кто не еще определился с выбором (да и тем, кто определился) посетить специалиста, занимающегося профессиональной ориентацией.

Служба занятости населения Санкт – Петербурга оказывает бесплатные услуги по профессиональной ориентации всем желающим.