Областной семинар был проведен 12 апреля, в нем приняли участие представители Министерства образования и науки Мурманской области, Управления занятости населения Министерства труда и социального развития Мурманской области, руководители образовательных организаций, заместители руководителей, методисты, педагогические работники: более 50 человек из 10 муниципалитетов: Мурманска, Апатитов, Мончегорска, Полярных Зорь, Оленегорска, Кировска, Кандалакшского района и Печенгского муниципального округа, ЗАТО Александровск и Североморск.
Волкова Елена Николаевна, консультант отдела дополнительного образования, воспитания и оздоровления Министерства образования и науки Мурманской области, открыла семинар, рассказав о ключевых направлениях развития системы профессиональной ориентации в Мурманской области и ожидаемых эффектах государственной политики.
О реализации в Мурманской области программы «Обучение школьников первой профессии» рассказала Ермолаева Лариса Григорьевна, главный специалист отдела профессионального образования и науки Министерства образования и науки Мурманской области, которая раскрыла вопросы выстраивания взаимодействия родителей, обучающихся и педагогов в рамках программы.
Балымов Илья Леонидович, кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики управления и социологии филиала ФГБОУ ВО «МАГУ» в г. Апатиты, затронул тему построения муниципальной системы профориентации старшеклассников, и на примере Кировско-Апатитского района раскрыл вопросы эффективного использования ресурсов и привлечения социальных партнеров в рамках профориентационной работы.
Также в пленарной части семинара участники обсудили программу ранней профориентации для школьников 6-11 классов «Билет в будущее», которую представила Арестович Яна Александровна, региональный координатор проекта, педагог-организатор ГАПОУ МО «Мурманский строительный колледж имени Н.Е. Момота», и программу по развитию чемпионатного движения Worldskills, о которой рассказала Семенова Светлана Александровна, заместитель директора ГАПОУ МО «Мурманский индустриальный колледж», заместитель руководителя Регионального координационного центра (РКЦ) WorldSkills Россия.
О востребованных профессиях Мурманской области рассказала в своем выступлении «Востребованные траектории профессионального самоопределения в Мурманской области: анализ кадровой потребности» Галушкина Маргарита Олеговна, главный специалист управления занятости населения Министерства труда и социального развития Мурманской области.
Работа семинара продолжилась на педагогических площадках: «Профессиональная ориентация обучающихся в условиях профильного обучения: модели, практики, технологии» и «Профессиональная ориентация в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности. Эффективные системы взаимодействия субъектов системы профориентации».
В рамках площадки «Профессиональная ориентация обучающихся в условиях профильного обучения: модели, практики, технологии» работали руководители, заместители руководителей, методисты, специалисты органов управления образованием. Обсуждались актуальные вопросы, направленные на системообразующие подходы содействия профессиональному самоопределению обучающихся» в рамках таких тем, как «Профильное обучение – эффекты сотрудничества с социальными партнерами», «Профильные смены как эффективный инструмент ранней профориентации», «От ранней профориентации – к профессии инженера: опыт организации эффективного профильного обучения во взаимодействии с индустриальными партнерами».
В рамках темы «Профессиональная ориентация в системе профильного обучения образовательных организаций Мурманской области» обсудили вопросы организации профильных классов (медицинских, атом-классов, железнодорожных, МЧС и т.д.), организацию профильного кадетского образования и военно-профессиональной ориентации обучающихся, а также развитие сотрудничества и военно-шефских связей с силовыми структурами и организацию профориентационной деятельности в военно-патриотических объединениях.
В рамках площадки «Профессиональная ориентация в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности. Эффективные системы взаимодействия субъектов системы профориентации» была рассмотрена тема «Профессионально ориентированная образовательная среда детского технопарка Мурманской области «Кванториум-51»: педагогические результаты взаимодействия с интеллектуальными и индустриальными партнёрами», о которой рассказала Чеховская Ирина Ивановна, руководитель детского технопарка Мурманской области «Кванториум-51».
О системе взаимодействия школы и ВУЗа как факторе повышения результативности профориентационной деятельности рассказала Богуславская Маргарита Михайловна, ведущий специалист по организационно-методической работе ФГБОУ ВО «МАГУ».
Обсуждение продолжилось обсуждением вопросов социального взаимодействия и партнерства с работодателями как эффективного инструмента управления качеством подготовки будущих специалистов, вопросов организации проектной деятельности и использования технологий, направленных на раннюю профориентацию школьников, организации системы профессиональной ориентации обучающихся в рамках внеурочной деятельности.