«Умный человек определяет место для каждого из своих желаний
и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное»
Французский писатель и философ Ларошфуко
Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели, или целеполагания: капризное и расплывчатое «хочу» должно обрести скульптурные формы.
Цели должны быть:
- конкретными (хочу получить хорошее образование, Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде);
- реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д., (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию);
- позитивными (идти не от чего-то — «не хочу прозябать в нищете и безвестности», а к чему-то — «хочу денег и славы»);
- ограниченными во времени (цель — это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку).
Знание себя, мира профессий и рынка труда поможет вам поставить перед собой реалистичную цель и наметить пути ее достижения.
Цели обеспечиваются твоими внутренними ресурсами: личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними: деньги, связи, случай.
При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:
1) главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
2) цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, с возможным местом учебы или работы);
3) пути и средства достижения целей (для кого-то — знания и умения, для кого-то — связи и деньги);
4) внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
5) внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
6) запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).
Если ваша цель — выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:
- на какой уровень образования я могу рассчитывать (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности?
- каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать?
- какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд — реальный минимум заработной платы?
- какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время, или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу?
- хочу я работать рядом с домом или мне это безразлично?