Организация профориентационной работы
Профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса и предполагает системную работу многих специалистов. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать свою учебную деятельность, но и формирует оптимистичную жизненную и профессиональную перспективу на ближайшее будущее.
Системная работа в данном направлении предполагает активное взаимодействие специалистов не только на уровне образовательной организации, но и всех заинтересованных социальных институтов как муниципальных, так и региональных.
Профориентационная работа должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы: курсы, программы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив; работу с подгруппами и мини-группами (2–4 человека), где в доверительной обстановке обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения; индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания. Методы работы должны чередоваться и дополнять друг друга.
Также профориентационная работа должна включать следующие направления:
- профинформацию (знакомство школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда);
- диагностику, а именно — помощь подростку в самопознании, где важно выявить не только его личностные недостатки, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей;
- коррекцию личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (совместно с учителями-предметниками);
- оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления;
- морально-эмоциональную поддержку самоопределяющихся подростков;
- помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив.
Материалы данного раздела предназначены специалистам, осуществляющим профориентационную работу в образовательных организациях, и включают разнообразные формы и методы для более эффективной организации данной деятельности.
Информационно-методические ресурсы
- Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования
- Атлас профессий
- Методический кабинет профориентации
- Игровые профориентационные материалы портала Навигатум
- Словарь профориентационных терминов
- Профориентация в школе
Методические пособия
- Профессиональное самоопределение: теория и практика.
- Выбор профессии. Тренинг для подростков.
- Практикум по профориентационным играм
- Методические рекомендации по реализации типовой модели инклюзивных профориентационных смен
Публикации и статьи по профориентации
Саморазвитие педагогов
Программы, уроки
- Факультативный курс «Технология эффективного трудоустройства»
- Факультативный курс «Технология поиска работы»
- Урок «Моя будущая профессия»
Работа с родителями